Как приучить ребенка к чтению? Советы родителям

Как приучить ребенка к чтению? Советы родителям

О том, как приучить ребенка к чтению хочет узнать каждый родитель. Чтение развивает мышление, память, внимательность, речь, воображение, грамотность, общий кругозор, дает положительные эмоции.

Но для детей эти слова ничего не значат.

Как же помочь им полюбить этот процесс? Как заинтересовать чтением в любом возрасте?




Когда начинать обучать ребенка чтению?

Когда начинать обучать ребенка чтению?
Когда начинать обучать ребенка чтению?

Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно – это нельзя изменить или ускорить.

К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.

Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.

1. Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.

2. У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».

3. Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.

Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.

4. У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».

Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

5. Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.

6. У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.

Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.

Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.


Почему ребенок не любит читать?

Почему ребенок не любит читать?
Почему ребенок не любит читать?

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать.

Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги.

Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной. Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора. ..», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил. Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.


Почему дети не любят читать… то, что читали мы?

Почему дети не любят читать… то, что читали мы?
Почему дети не любят читать… то, что читали мы?

У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.

Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.

Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.

Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков.

Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.

Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.

Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.

Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.


Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

«+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.

«-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Чтение по слогам (фонетический метод)
Чтение по слогам (фонетический метод)

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все часто употребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

«+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.

«-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Кубики Зайцева
Кубики Зайцева

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

«+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.

«-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

«+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.

«-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам.

Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.


Как приучить ребенка к чтению? Советы для родителей

Как приучить ребенка к чтению? Советы для родителей
Как приучить ребенка к чтению? Советы для родителей

Приучить ребенка к чтению — задача сложная, но вполне осуществимая. Сложность состоит в том, что у современного ребенка есть масса отвлекающих от чтения факторов: компьютерные игры, смартфоны, планшеты, мультики и т. д. Подобная тенденция вызывает тревогу и с этим нужно что-то делать. Поэтому я решил написать статью и рассказать об эффективных способах с помощью которых можно быстро и без конфликтов приучить ребенка к чтению.

1. Выбирайте книги с большим количеством иллюстраций. Книга, которая содержит максимум текстовой информации и с отсутствием иллюстраций не вызывает огромного интереса у детей. Качественные иллюстрации — основной фактор, который пробуждает интерес к чтению у ребенка.

2. Старайтесь чаще ходить с ребенком в книжный магазин. Если брать ребенка в книжный магазин, то в какой-то момент он сам проявит интерес к чтению. Во-первых: дети копируют взрослых и стараются поступать аналогичным образом. Если они видят взрослых, которые тщательно изучают книги и с удовольствием их листают, то рано или поздно дети сами будут вовлечены в процесс чтения.

3. Позвольте ребенку самому выбирать книги для чтения. Вы удивитесь, но атрофированный интерес к чтению у детей — это вина взрослых, которые заставляют читать не интересную литературу с раннего детства. Первые книжки ребенок должен выбирать сам. Понятно, что далеко не все книги можно давать ребенку, но всегда можно найти альтернативный вариант.

4. Создайте детскую библиотеку дома. Часто у детей возникает интерес к чтению, но запал быстро спадает, когда выбор книг ограничивается затертыми книгами, которые перечитаны не один раз. У ребенка должен быть выбор книг и тогда ребенок будет чаще брать книги в руки.

5. Делитесь впечатлениями с ребенком о книгах. Если вы любите читать книги, то обязательно делитесь впечатлениями о прочитанных книгах с ребенком. Желательно делиться самыми волнующими моментами, которые вам понравились, либо вас сильно удивили/поразили. Это послужит для ребенка сигналом, что чтение книг — процесс увлекательный и интересный.

6. Внесите элемент игры. На данном этапе могут возникнуть проблемы, так как не все родители люди творческие. Но сделать небольшое соревнование может каждый родитель — пригласите друзей, организуйте конкурс по краткому пересказу, пишите небольшие сочинения или диктанты. Соревновательный элемент — это как допинг для чтения.

7. Не ставьте условий. Если ребенок потерял к книге интерес уже на второй минуте чтения — значит книга ему трудно дается. В такой ситуации нужно предложить более легкую книгу. Не устанавливайте временных рамок для чтения — ребенок должен читать столько, сколько посчитает нужным. Если его хватает на пять минут, значит читаем советы выше.

8. Хвалите детей каждый раз, когда они проявляют интерес к чтению. Похвала — лучший стимул, чтобы дети полюбили чтение. Если вы не будете скупыми на похвалу, тогда вы сможете приучить ребенка не только к чтению, но и другим полезным вещам.


Что родителям делать ненужно?

1. Поощрения, подарки, оплата. Иногда родителям кажется, что внешняя мотивация может помочь. И это верно. Она отлично будет работать сегодня, но не на перспективу. Поощрения имеют негативную сторону — иногда их количество необходимо увеличивать. Предлагаю все же делать акцент на интересы. Пусть хорошим подарком станет особенная книга, о которой мечтает ребенок.

2. Стыд и сравнения. Есть иллюзия, что сравнивая ребенка мы помогаем ему стать лучше. Это не так. Когда родители говорят: «Посмотри, сколько Петя уже книг прочитал», это вызывает лишь обиду на маму и папу, злость к Пете. Стыд и сравнения приводят к стрессу, а чтение начинает ассоциироваться с негативными эмоциями.

3. Запугивания. «Не будешь читать, просидишь все лето дома». Мало того что ребенок читать не будет, так еще и свежего воздуха его лишают и прогулок, общения с друзьями. Важно понимать, что страх — не лучший товарищ. Он снижает мотивацию и подавляет характер.

Читайте в удовольствие. Не требуйте многого не только от ребенка, но и от себя.


Видео по теме: Ребенок не хочет читать. Что делать?


 

Добавить комментарий