Кризис 3 лет у ребенка. Что делать родителям?

Кризис 3 лет у ребенка. Что делать родителям?

Кризис 3 лет настиг вашего ребенка. Карапуз не слушается, дерется, обзывается. Как любимый ребенок превратился во вредного чертенка? Куда бежать — к врачам или к «бабкам»?

Если вы в теме, то, вероятно, переживаете новый этап взросления малыша. И это не патология, а норма. Как «лечить» кризис 3 лет у ребенка и не сойти с ума — в нашей статье.


Причины кризиса 3 лет у ребенка

Причины кризиса 3 лет у ребенка
Причины кризиса 3 лет у ребенка

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая детская агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.


Признаки кризиса ребенка 3 лет

Признаки кризиса ребенка 3 лет
Признаки кризиса ребенка 3 лет

Кризис 3-летки считается одним из самых ранних и важных в процессе становления личности детей. У всех детей он начинается и проявляется по-разному. Изменения поведения могут начаться еще в возрасте 1,5 года и затянуться до 3-3,5 лет. При этом распознать начало кризиса можно по таким характерным признакам:

Негативизм. Такую детскую реакцию следует отличать от непослушания. Если ребенок отказывается выполнять просьбу взрослого, потому что хочет совершенно другого, то это обычное детское непослушание. Негативизм проявляется как отрицание и неповиновение даже в случае, когда просьба мамы или папы совпадает с его собственными желаниями (например, кроха отказывается кушать свои любимые блюда). При этом негативизм может проявляться по отношению к конкретному взрослому (маме, бабушке, папе).

Упрямство. Его не стоит путать с настойчивостью. Упрямство характеризуется стоянием на своем, поскольку ранее уже прозвучал отказ, даже если ситуация изменилась. Например, малыш не идет кушать, поскольку сказал, что не голоден, но на самом деле уже проголодался.

Бунтарство. Строптивое поведение имеет много общего с негативизмом, но направлено оно не на конкретный субъект, а на жизненный уклад семьи. Чаще всего такое поведение проявляется тогда, когда между членами семьи существует разлад (папа запрещает, мама позволяет и тому подобное). Деспотизм проявляется в желании подчинить взрослых своей воле.

Самостоятельность и своеволие. Малыш постоянно говорит фразу «я сам». Это не плохо, но может переходить рамки – например, когда кроха пытается поднять тяжелые предметы или отрезать что-то ножом.

Противоречивость. Проявление противоречивости – ответ «нет» на любое предложение (хочешь кушать? – нет, пойдем на улицу? – нет).

Смена интересов и обесценивание. Если недавно кроха любил определенные игрушки и вещи, то к 3 годам его интересы резко меняются. Он может ломать любимые игрушки, пачкать одежду, падать на пол, отказаться от общения с любимым братиком или друзьями.

Появление истерик и ярости. Если малыш не получает желаемое, он пытается любым способом добиться своего. При этом он часто начинает плакать, кричать, драться и проявлять агрессию, особенно в общественных местах.

Степень выраженности данной симптоматики и продолжительность кризиса зависит от следующих факторов:

— темперамент ребенка (холерики более импульсивные, поэтому симптомы

— проявляются ярче и интенсивнее);

— стиль воспитания (авторитарность и частые запреты способствуют обострению детского негативизма);

— степень близости матери и крохи (чем ближе эмоционально мама и ребенок, тем легче он переживает возрастные переломы).

Не стоит бояться возрастных кризисов. Каждый переломный момент – это ступенька к новому уровню развития, новым знаниям и умениям.


Борьба с истериками ребенка

Борьба с истериками ребенка
Борьба с истериками ребенка

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.

В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.

В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.


Как помочь ребёнку легче пережить кризис 3 лет?

Как помочь ребёнку легче пережить кризис 3 лет?
Как помочь ребёнку легче пережить кризис 3 лет?

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога.

У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

Алгоритм такой:

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.

Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра.

И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.


Как могут помочь справиться с кризисом домашние питомцы?

Как могут помочь справиться с кризисом домашние питомцы?
Как могут помочь справиться с кризисом домашние питомцы?

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду.

Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус. Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи.

Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его. Положительный опыт. Законы памяти таковы, что лучше всего запоминается и осваивается то, что было передано другим.

Если ребенок обучает котенка слушаться, он транслирует на него те правила, которые установили родители. Правила укореняются в сознании. По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга.

Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели.

Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя. Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности.

Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.


Советы для родителей

Советы для родителей
Советы для родителей

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это его ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие трехлетнего ребенка. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания.

Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Как пережить кризис 3 лет у детей подскажет и опыт уже прошедших через это испытание родителей. На тематических форумах проблема живо обсуждается.

Помните, что ваш ребенок в этой ситуации не первый и не последний. Это как молочные зубы — лезут болезненно и у всех. Вы же не бьете малыша, если ему нездоровится? Вы стараетесь помочь. В случае кризиса тот же принцип.

Поддержите, не акцентируйте на сложностях внимание и не критикуйте поведение дитя при посторонних.


Видео по теме: Истерика у Ребенка. Кризис 3 Лет | Как Успокоить Ребенка | О Кризисе Трех Лет


 

Анна Васильева

0
Детские санки. Критерии выбора Как убрать обвисший живот и фартук после родов? Эффективные методы

Комментариев нет

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *