Как распознать и развить таланты у ребенка?

Как распознать и развить таланты у ребенка?

Чтобы помочь ребенку вырасти не просто успешной, но и счастливой личностью, надо следовать за его интересами и потребностями.

Не ломать его, навязывая свои родительские предпочтения (они могут быть правильными и хорошими, но не подходить вашему ребенку), а суметь разглядеть в нем его собственные таланты.

Творческая составляющая — неотъемлемая часть развития ребенка. Особенностью детского возраста является выражение своих мыслей, эмоций, отношения к той или иной ситуации через игру, рисунок.

Многие родители склонны в каждом таком проявлении видеть талант ребенка. Но так ли это на самом деле? Часто можно наблюдать семейную ситуацию, когда ребенок имеет определенные способности, родители видят это и начинают плотно им заниматься, водить в секции и клубы по этому направлению, уделять много времени занятиям дома, чтобы раскрыть талант ребенка.

А ему вдруг становится скучно, при этом живой интерес вызывают занятия совершенно иного рода. На этой почве многие дети ссорятся со своими родителями, непонимание красной нитью проходит через всю жизнь.




Как определить таланты ребенка родителям?

Признаки способностей в музыке

  1. Малыш стремится туда, где играет музыка, любит ее слушать.
  2. Чувствует мелодию и ритм, внимательно вслушивается и легко запоминает мотивы.
  3. Во время игры на музыкальных инструментах или пении вкладывает в это дело много сил и энергии.
  4. Сочиняет и напевает свои собственные мелодии.
  5. Легко дается обучение игре на музыкальном инструменте.
Признаки способностей в музыке
Признаки способностей в музыке

Признаки технических способностей

  1. Интерес к механизмам и машинам.
  2. Любит собирать конструкторы, различные приборы и аппаратуру, находит причины и неисправности механизмов.
  3. Создает новые игрушки из старых деталей, может чинить неисправные приборы.
  4. Рисует чертежи различных механизмов и делает это с удовольствием.
Признаки технических способностей
Признаки технических способностей

Признаки способностей в науке

  1. Ярко выраженная способность к пониманию абстрактных понятий.
  2. Четкое выражение своих и чужих мыслей и наблюдений.
  3. Стремление к чтению научно-популярных изданий, книг, статей для взрослых и т.д.
  4. Собственное аргументированное объяснение некоторым явлениям и событиям.
  5. В случае, если изобретение не получилось, не впадает в уныние и продолжает творить дальше.
Признаки способностей в науке
Признаки способностей в науке

Признаки актерских способностей

  1. Выражение чувств мимикой, жестами, движениями.
  2. Стремление вызвать эмоции у окружающих.
  3. Непроизвольное подражание голосу, поведению собеседника.
  4. Удовольствие от выступлений перед публикой, предпочтение взрослой аудитории.
  5. Легкость в копировании привычек, поз, выражений и жестов.
  6. Любовь к красивой и характерной одежде.
Признаки актерских способностей
Признаки актерских способностей

Признаки спортивного таланта

  1. Энергичность, большая часть времени проходит в движении.
  2. Отсутствие боязни падений, шишек и синяков.
  3. Победы в потасовках и спортивных играх.
  4. Хорошая координация, пластика и грация на фоне сверстников.
  5. Предпочтение активному отдыху.
  6. Интерес к спортивным мероприятием, кумир спортсмен.
Признаки спортивного таланта
Признаки спортивного таланта

Признаки литературного таланта

  1. Умение излагать мысли четко, не теряя при этом сюжета рассказа.
  2. Фантазии или мечты на тему произошедшего события, с приукрашиванием его интересными и необычными подробностями.
  3. Применение в рассказах слов, которые четко определяют эмоциональное состояние и чувства персонажей из повествуемого сюжета.
  4. Отсутствие боязни писать рассказы, стихи, романы.
Признаки литературного таланта
Признаки литературного таланта

Признаки художественного таланта

  1. Не всегда хватает слов, чтобы описать свои мысли, отражает их через рисунки.
  2. Изображение разных образов и сюжетов, без зацикливания на рисовании того, что уже хорошо получается.
  3. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства.
  4. Свободное время с удовольствием проводится за лепкой, черчением, рисованием с использованием разных материалов и красок.
Признаки художественного таланта
Признаки художественного таланта

90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.


8 типов интеллекта и их особенности (“теория желудя” Говарда Гарднера)

8 типов интеллекта и их особенности
8 типов интеллекта и их особенности

Альберт Эйнштейн в свое время сказал гениальную фразу: “Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. А Говард Гарднер – американский психолог, вторя гениальному физику, определил феномен, известный как “множественный интеллект”. Гарднер установил, что существует 8 типов интеллекта, и важно вовремя выявить, какой из них доминирует у ребенка.

Теория желудя

Гарднер также ввел в обиход термин “теория желудя”, в центре которой – идея о том, что каждый человек наделен от природы потенциалом, которого хватит на то, чтобы быть успешным. Только важно раскрыть этот потенциал – помочь ребенку найти себя, дать поверить в то, что он тоже хороший, полноценный, только мыслит и усваивает информацию по-другому, по своему.

Чтобы понять, к чему предрасположен ваш ребенок, и дать ему шанс в будущем себя максимально успешно реализовать, предлагаем вычислить, какой у него тип интеллекта. Ваших наблюдений, подсказок воспитателей в детском саду и педагогов школы для этого будет достаточно.

Лингвистический

Дети с таким складом ума больше всего любят слушать и говорить. Они очень быстро начинают сыпать словами и целыми предложениями, на ура осваивают иностранные языки, обожают читать и рассказывать, писать сочинения и первыми тянут руку, если нужно высказать свое мнение на тему. С цифрами и фактами, как правило “говорунам” не так везет, как со словами.

Лучшая форма обучения: чтение, общение, дискуссия, обсуждение с перечислением фактов, имен, характеристиками участников (героев) и оценкой их поступков, анализ разных точек зрения и выводов, написание диктантов, аргументации на заданную тему.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • писатель;
  • сценарист;
  • драматург;
  • журналист;
  • политик;
  • корректор;
  • переводчик.

Логико-математический

Эти “грызуны наук”, в отличие от лириков, наоборот, предпочитают говорить немного, зато испытывают страсть к числам, цифрам, задачам, головоломкам, ребусам. Они помнят все номера телефонов и даты, хорошо складывают в уме и не боятся даже в раннем возрасте делать покупки. В детстве любят складывать “половинки” номеров машин, подсчитывают, сколько дней осталось до того или иного события, любят порядок в игрушках, книжках.

Лучшая форма обучения: задачи на логику, подсчет, использование вычисления с практической целью (рассчитать, сколько нужно денег на покупку гаджета или поездку за границу, сколько обоев нужно для комнаты и т.д.). Они проявляют способности к анализу и синтезу, стремятся к систематизации и порядку в своих вещах, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенка ожидает успех:

  • математик;
  • бухгалтер;
  • программист;
  • аналитик;
  • ученый;
  • детектив;
  • логистик;
  • медик.

Визуально-пространственный

Наверняка Малыш из сказки Астрид Линдгрен о Карлсоне был обладателем именно этого типа интеллекта. Такие дети чаще всего обретают воображаемых друзей, любят собирать сложные пазлы, рисуют, придумывают истории, продумывают в них яркие детали и создают по их мотивам рисунки.

У визуалов с детства проявляется хороший вкус в одежде – даже в детском саду они выбирают, что надеть утром. В школе таким ученикам неплохо даются геометрия, черчение, география, физика, химия – те науки, где нужно ориентироваться в рисунках, картах, формулах, таблицах. Люди с таким интеллектом отлично ориентируются на местности.

Лучшая форма обучения: давать задание рисовать новые объекты, новые земли, фантастических героев, героев произведений, просите предлагать несколько решений для одной задачи.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • дизайнеров;
  • архитектор;
  • художник;
  • мультипликатор;
  • инженер;
  • изобретатель;
  • скульптор.

Межличностный

Вот они – лидеры в песочнице и заводилы на детских площадках. Дети с этим типом интеллекта с ранних лет обладают талантом общения, они легко могут установить контакт с любым ребенком и взрослым человеком, знают, как понравиться, чувствуют настроение и умеют манипулировать мнением.

Проще говоря, они умеют веревки вить из людей и добиваться своего. Эти дети обладают живой мимикой, запоминающимися жестами, они, как правило, хорошо танцуют и изящно двигаются.

Лучшая форма обучения: чтение, участие в обсуждениях, написание сочинений, участие в самоуправлении школы, организация и участие в стендапах, КВНах, школьных концертах, обучение в театральной студии.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • политик;
  • педагог;
  • оратор;
  • переговорщик;
  • дипломат;
  • менеджер;
  • директор;
  • бизнес-тренер.

Музыкальный

Эти удивительные дети ловят музыку на лету – запоминают и придумывают свои мелодии, поют, быстро осваивают игру на нескольких музыкальных инструментах. В общем, музыка окружает их со всех сторон, и жить без нее они не могут.

Подростки с музыкальным типом интеллекта постоянно слушают музыку, отлично разбираются в разных направлениях, ориентируются в творчестве культовых музыкантов, с удовольствием ходят в музыкальную школу.

Лучшая форма обучения: разумеется, музыкальная школа наряду с обычной или же с обучением на дому, экстернатом. В школе можно поручать музыкантам проводить концерты, выступать со своими сольными номерами, создать свою музыкальную группу.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • музыкант-исполнитель;
  • композитор;
  • пианист (скрипач, барабанщик, гитарист и т.д.);
  • дирижер;
  • диджей;
  • звукооператор;
  • музыкальный критик;
  • радиоведущий;
  • музыкальный редактор.

Натуралистический

Когда думаешь о том, кто бы мог быть примером человека с таким интеллектом, сразу вспоминаешь известного зоолога-писателя Джеральда Дарелла, исследователя морской фауны Жака Ива Кусто.

В детстве люди с подобным типом интеллекта особой страстью проникаются к природе и животному миру. Они обожают изучать растения, насекомых, отмечают уникальные особенности, которые обычный человек не видит. В школе этих юных натуралистов привлекают природоведение и биология.

Лучшая форма обучения: поручить уход за домашними животными, выписать журналы о природе, создать библиотеку с природоведческой литературой, обеспечить домашним микроскопом и телескопом, ходить в турпоходы, организовать небольшой огород, где ребенок сможет сам выращивать растения.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • эколог;
  • ветеринар;
  • геолог;
  • сейсмолог;
  • археолог, генетик;
  • лесник;
  • фермер.

Телесно-кинестетический

Дети с таким типом интеллекта выражают свои эмоции через свое тело: они с ранних лет тяготеют к спорту, танцам, физическим нагрузкам. Еще на детской площадке они дольше и активнее всех лазают по турникам и лестницам, не боятся высоты, активно прыгают, быстро бегают, громко говорят и смеются. У таких детей хорошо развита мелкая моторика, они любят мастерить, создавать разные поделки из теста и пластилина, бумаги, листьев, пуговиц – из всего, что попадается им под руку. Подростки, как правило, неравнодушны к публичным выступлениям: как декларированию со сцены, так и танцевальным, спортивным, театральным номерам.

Лучшая форма обучения: занятия в спортивной секции (легкая атлетика, танцы), в школьном возрасте хороший результат дает обучение в музыкальной школе, в кружке хореографии, в театральной студии. Таким подросткам нужна сцена и возможность выступать на школьных мероприятиях, поощрение декларирования и участия в диспутах на уроках.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • актер;
  • танцор;
  • спортсмен;
  • цирковой артист;
  • клоун;
  • инструктор по спорту;
  • хирург;
  • механик;
  • скульптор;
  • ремесленник;
  • фотомодель;
  • организатор праздников.

Экзистенциальный

Такие дети кажутся серьезными не по годам, у них очень выразительный взгляд (как у взрослого), неспешная речь, интересные высказывания, не по годам конструктивные умозаключения. Хотя дети с таким типом интеллекта обладают высокой степенью сознательности, понимают свои и чужие чувства, они часто не очень эмоциональны, застенчивы, кажутся замкнутыми.

В школе подростки-экзистенциалисты много думают и говорят на возвышенные темы, думают о жизни и смерти, интересуются направлениями религии, их интересуют цитаты мудрых людей, теории и учения.

Лучшая форма обучения: позволить детям высказывать свои мысли и обязательно слушать их, дать возможность рассказывать о своих теориях, прогнозировать и планировать свои задачи, помогать проявлять разные эмоции.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • психолог;
  • психиатр;
  • преподаватель философии;
  • священник;
  • политик.

Ребенок-вундеркинд

Ребенок-вундеркинд
Ребенок-вундеркинд

Чтобы не доводить ситуацию до крайности, высокий уровень способностей необходимо отличать от таланта, не всегда первые означают «божью метку».

Даже дети-вундеркинды, кого обычно принято считать талантливыми, зачастую вырастают людьми совершенно заурядными. То, что принимается за одаренность, как считают генетики, не что иное как нарушение гормонов нервной системы, за счет чего развитие последней идет более быстрыми темпами, чем у сверстников.

Чудесный ребенок — буквальный перевод слова «вундеркинд». Обычно талант ребенка проявляется сразу в нескольких областях: математике, иностранных языках, музыке. К сожалению, нередко это является причиной отвержения талантливого малыша сверстниками, что может нести в себе негативные последствия для ребенка психологического рода.

Еще одной особенностью вундеркиндов является эмоциональная неустойчивость. Они очень упрямы и своенравны, а порой, наоборот, слишком слабохарактерны и плаксивы. Видимо, природа таким образом добивается баланса. Много способностей у ребенка зачастую сопровождаются слабой нервной системой.

Талант ребенка-вундеркинда обычно раскрывается в возрасте от 4 до 8 лет. Именно в этот период психологи рекомендуют выявлять наиболее комфортный для ребенка вид деятельности.

Известный генетик В.П. Эфроимсон считает гениальность и одаренность отклонением в строении и развитии мозга. Этот природный дар, по его мнению, дан одному из тысячи, а полностью уникальные способности раскрываются лишь у одного из миллиона детей.


Как раскрыть способности малыша?

Как раскрыть способности малыша?
Как раскрыть способности малыша

Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот несколько практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:

1. Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.

2. Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.

3. Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.

4. По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.

5. Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.

6. Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка.

7. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.

8. Проявляйте интерес к занятиям крохи.

9. Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.

10. Чаще хвалите ребенка за его успехи.

11. Поощряйте самостоятельность.

Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.

Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармоничное разностороннее развитие.


Основные ошибки родителей, которые можно избежать

Развитие ребенка
Развитие ребенка

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.

Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.

Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.

Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключительно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гармоничным и разносторонним.

Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.


Видео по теме: Как определить способности ребенка?


 

Добавить комментарий