Что должен уметь ребенок до 3 месяцев
Еще в утробе матери у ребенка формируется элементарная чувствительность. Впечатления и переживания матери через гуморальную систему отражаются на развитии психики младенца. Мать и младенец составляют единое целое, поэтому в этот период очень важно, чем питается мама, употребляет ли спиртное, т.к. алкоголь, попадая в кровь, проникает и в организм ребенка, разрушает его, формирует привычку к употреблению спиртного.
Находясь в утробе матери, малыш надежно защищен от всех резких воздействий внешнего мира. Пока он в утробе матери, все его нужды обеспечивает ее организм: малыш получает от него питание и кислород, мамина кровь выводит ненужные вещества.
Рождение — это резкий переход к новому состоянию, этот момент и весь последующий период новорожденности (приблизительно около месяца) является переходным и получил название — «кризис рождения».
При рождении коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. Ему приходится самому сосать и проглатывать пищу, переваривать ее и выделять ненужные вещества. Малыш должен использовать энергию, полученную из пищи, для поддержания всех функций своего организма, для его согревания, роста и развития.
В момент обрезания пуповины, когда малыш делает первый вдох, очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца — все это успокаивает малыша.
При появлении на свет младенец уже обладает врожденными, безусловными рефлексами, т.е. автоматическими, непроизвольными реакциями в ответ на внешние раздражители.
Группа функциональных рефлексов, необходимых для выживания:
- рефлекс дыхания и кровообращения;
- отдергивание ручки или ножки при сильном раздражении кожи;
- зрачковый рефлекс — при резком увеличении яркого света зрачок сужается;
- мигательный рефлекс — при мелькании света или дуновении воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза;
- сосательный рефлекс — при прикосновении ко рту младенца он сразу начинает сосать;
- поисковый рефлекс — при прикосновении к щечке малыш поворачивает головку в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет материнскую грудь.
Кроме жизненно важных, есть и другие рефлексы, которые с эволюцией развития человека утратили былую ценность для жизни ребенка:
- рефлекс Робинзона, или хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони младенца он крепко схватывает предмет и даже может «повиснуть» на одной руке;
- переступательный рефлекс — если ножка младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает делать обеими ножками переступательные движения;
- рефлекс ползания — прикосновение к подошвам вызывает рефлекторное отталкивание;
- рефлекс Моро — при угрозе падения или громком звуке ребенок резко поднимает вверх ручки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то;
- плавательный рефлекс — если малыша опустить в воду, он не утонет, а, барахтаясь, удерживается на воде;
- ориентировочный рефлекс — поворот головы к источнику раздражения.
С возрастом все не жизненно важные рефлексы исчезают, и только ориентировочный рефлекс закрепляется.
В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.
Сначала младенец живет как бы в другом мире, слит с ним изнутри. Это ярко проявляется в подражании взрослым. Ребенок непосредственно «сливается» в своей деятельности с тем, кому он подражает. Подражая, он осваивает новые для него действия.
В 3 месяца ребенок уже способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, «управлять» ее действиями.
К 3 месяцам главным в развитии малыша становится умение видеть и слышать.
К 3 месяцам формируется внутренний мир ребенка и его отличие от мира взрослых. На рубеже 3 месяца ребенок вступает в новую область человеческих отношений — в мир отрицательных эмоций. У ребенка формируется избирательное отношение к разным лицам, он начинает различать знакомых и незнакомых людей. Если взрослый постоянно разговаривает с малышом во время всех процедур ухода за ним, отвечает на его «гуление», то уже 3-месячный ребенок может отзываться на обращенный непосредственно к нему голос.
Обобщая, можно выделить следующие основные процессы развития ребенка в первые 3 месяца:
- освоение через рефлексы механизмов жизнеобеспечения и контакта с внешним миром;
- овладение механизмами зрительной и слуховой систем;
- формирование механизмов памяти;
- развитие эмоциональной сферы, проявление отрицательного и положительного отношения;
- овладение начальными навыками общения со взрослыми и управления его поведения;
- формирование чувства привязанности к маме и доброжелательного отношения к незнакомым людям.
Комментариев нет