Что должен уметь ребенок до 3 месяцев

Что должен уметь ребенок до 3 месяцев

Еще в утробе матери у ребенка формируется элементарная чувстви­тельность. Впечатления и переживания матери через гуморальную сис­тему отражаются на развитии психики младенца. Мать и младенец со­ставляют единое целое, поэтому в этот период очень важно, чем пита­ется мама, употребляет ли спиртное, т.к. алкоголь, попадая в кровь, проникает и в организм ребенка, разрушает его, формирует привычку к употреблению спиртного.

В эмбриональном состоянии малыш не способен сознательно проявлять те или иные эмоции: происходит биохимическое реагирование организ­ма при попадании адреналина или норадреналина (когда мама возбужде­на, когда подавлена), которое и вызывает соответствующие состояния в организме малыша. Ребенок в эмбриональном состоянии чувствителен и к вестибулярным раздражителям. Он обладает элементарной зрительной чувствительностью. Еще в утробе матери малыш слышит все звуки мате­ринского голоса, реагирует на звуки, приходящие извне.

Находясь в утробе матери, малыш надежно защищен от всех резких воздействий внешнего мира. Пока он в утробе матери, все его нужды обеспечивает ее организм: малыш получает от него питание и кисло­род, мамина кровь выводит ненужные вещества.

Рождение — это резкий переход к новому состоянию, этот момент и весь последующий период новорожденности (приблизительно около ме­сяца) является переходным и получил название — «кризис рождения».

При рождении коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. Ему приходится самому сосать и проглатывать пищу, переваривать ее и выделять не­нужные вещества. Малыш должен использовать энергию, полученную из пищи, для поддержания всех функций своего организма, для его со­гревания, роста и развития.

В момент обрезания пуповины, когда малыш делает первый вдох, очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голо­са, биение ее сердца — все это успокаивает малыша.

Когда его дыха­ние стало ровным, можно приложить младенца к груди, и он сделает первые сосательные движения. Это необходимо как для ребенка (т.к. в груди матери находится молозиво, содержащее антитела, которые обе­регают ребенка от микробов и вирусов), так и для матери. В это время материнские чувства особенно обострены и пробуждается материнс­кий инстинкт.

При появлении на свет младенец уже обладает врожденными, безус­ловными рефлексами, т.е. автоматическими, непроизвольными реак­циями в ответ на внешние раздражители.

Группа функциональных рефлексов, необходимых для выживания:

  • рефлекс дыхания и кровообращения;
  • отдергивание ручки или ножки при сильном раздражении кожи;
  • зрачковый рефлекс — при резком увеличении яркого света зра­чок сужается;
  • мигательный рефлекс — при мелькании света или дуновении воз­духа малыш прищуривается или закрывает глаза;
  • сосательный рефлекс — при прикосновении ко рту младенца он сразу начинает сосать;
  • поисковый рефлекс — при прикосновении к щечке малыш пово­рачивает головку в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет материнскую грудь.

Кроме жизненно важных, есть и другие рефлексы, которые с эволюци­ей развития человека утратили былую ценность для жизни ребенка:

  • рефлекс Робинзона, или хватательный рефлекс — при прикос­новении к ладони младенца он крепко схватывает предмет и даже может «повиснуть» на одной руке;
  • переступательный рефлекс — если ножка младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает делать обеими ножками переступательные движения;
  • рефлекс ползания — прикосновение к подошвам вызывает реф­лекторное отталкивание;
  • рефлекс Моро — при угрозе падения или громком звуке ребенок резко поднимает вверх ручки и быстро опускает их, при этом ла­дошки как бы готовы схватить что-то;
  • плавательный рефлекс — если малыша опустить в воду, он не утонет, а, барахтаясь, удерживается на воде;
  • ориентировочный рефлекс — поворот головы к источнику раздра­жения.

С возрастом все не жизненно важные рефлексы исчезают, и только ориентировочный рефлекс закрепляется.

В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с ма­терью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими уп­равлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.

Сначала младенец живет как бы в другом мире, слит с ним изнутри. Это ярко проявляется в подражании взрослым. Ребенок непосредственно «сливается» в своей деятельности с тем, кому он подражает. Подражая, он осваивает новые для него действия.

В 3 месяца ребенок уже способен не просто пассивно подчиняться ма­тери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, «управлять» ее действиями.

К 3 месяцам главным в развитии малыша становится умение видеть и слышать.

Ребенок реагирует на окружающее определенными эмоциями. Для него важно доброе отношение мамы, он способен общаться через «гуление», выражая этим состояние удовлетворения и потребность в общении со взрослыми. Для малыша значимо ощущение привязанности к нему взрослых. Любовь мамы формирует у ребенка уверенность в себе, са­мостоятельность и доверительное отношение к другим.

К 3 месяцам формируется внутренний мир ребенка и его отличие от мира взрослых. На рубеже 3 месяца ребенок вступает в новую об­ласть человеческих отношений — в мир отрицательных эмоций. У ре­бенка формируется избирательное отношение к разным лицам, он начинает различать знакомых и незнакомых людей. Если взрослый постоянно разговаривает с малышом во время всех процедур ухода за ним, отвечает на его «гуление», то уже 3-месячный ребенок может отзываться на обращенный непосредственно к нему голос.

Обобщая, можно выделить следующие основные процессы развития ребенка в первые 3 месяца:

  • освоение через рефлексы механизмов жизнеобеспечения и контак­та с внешним миром;
  • овладение механизмами зрительной и слуховой систем;
  • формирование механизмов памяти;
  • развитие эмоциональной сферы, проявление отрицательного и по­ложительного отношения;
  • овладение начальными навыками общения со взрослыми и управ­ления его поведения;
  • формирование чувства привязанности к маме и доброжелательного отношения к незнакомым людям.

Анна Васильева

0
Деньги детям — давать или не давать? Сериал для детей Однажды в Сказке

Комментариев нет

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *