Неблагополучная семья

Неблагополучная семья

Неблагополучие семьи — это неблагополучие всей нации (Патриарх Кирилл).

Со стороны семья может казаться крепкой, сплоченной, но однажды оказывается, что это всего лишь видимость. Какие же критерии определяют неблагополучную семью и как не попасть в разряд неблагополучных семей, а также как помочь уже попавшим в сложную ситуацию — все эти вопросы мы сегодня рассмотрим.

Благополучная семья включает:

— постоянное общение членов семьи;
— взаимное уважение;
— взаимное доверие;
— наличие традиций и ценностей;
— одинаковую важность мнение всех членов семьи.

Неблагополучная семья не определяется наличием или отсутствием одного из родителей, или материальным достатком.
Юридически, неблагополучной считается та семья, где ребенок не получает надлежащего ухода и внимания, где родители не отслеживают выполнение уроков, нахождение ребенка в позднее время на улице или попадание его в сомнительные компании. В неблагополучных семьях резко возрастает вероятность попыток суицида, раннего брака, психических заболеваний. Многие из этих детей уходят из дома, спиваются или становятся наркоманами.

Профилактические работы с детьми и их родителями начинаются уже в дошкольных учреждениях. Сотрудники учреждения ведут социальный патронаж над семьями и стараются иметь доверительные отношения с ребенком. Неблагополучным семьям оказывается психологическая, педагогическая, моральная, информационная и материальная помощь.

Проблемные семьи — это семьи, в которых неблагополучие носит временный характер, в связи например с болезнью или смертью кого то из членов семьи. С такой семьей работают специалисты и часто находят выход из проблемной ситуации.

Многие проблемы в такой семье решаются с помощью психолога за один-два сеанса, только потому что члены семьи наконец-то получают возможность слушать и быть услышанными. В этом нет ничего сложного, чтобы выделить время в своей семье на то чтобы выслушать все пожелания. Мы перестали общаться, замкнулись в себе, зациклились на телевизоре и интернете.

Часто родители не заинтересованы становиться благополучной семьей и из таких семей изымаются дети. Органы опеки ведут таких детей до 21 года, а если ребенок получает квартиру — то и до 26 лет.

Часто семьи кажутся благополучными лишь со стороны, а внутри семьи царит насилие и неуважение. Изучение проблемы насилия в семье в нашей стране началось в 60-е годы прошлого столетия. Ему предшествовала концентрация внимания общества на положении детей, пострадавших от жестокого обращения. Большинство людей, сталкивающихся с подобными фактами, полагали, что насилие характерно лишь для некоторой части населения и порождается определенными психологическими нарушениями у членов семьи.

В СССР насилие в семье, как и ряд других проблем, было закрытой темой. Им занимались только криминологи, криминалисты, эксперты, расследовавшие преступления, совершенные в семейно-бытовой сфере. На государственном уровне на обсуждение проблемы насилия было наложено табу. Гуманизация общества привела к более внимательному отношению к фактам насилия, и то, что прежде считалось строгостью родителей или проявлением особенностей их характера, стало рассматриваться как жестокость.

Насилие в семье — огромная социальная проблема, требующая предельного внимания со стороны специалистов, работающих в социальной сфере. В первую очередь проблему составляет выявление данного феномена в семье, потому что социально закреплена установка на то, что семейные проблемы не терпят вмешательства со стороны, и многие члены семьи, в которых практикуется домашнее насилие, боятся заявить о своей проблеме, а зачастую просто не знают куда им можно обратиться за помощью.

В Российской Федерации защита детей от жестокости осуществляется на основе норм гражданского (семейного), уголовного и административного права.

Стремление к насилию — удел слабых людей. Суть насилия состоит, прежде всего, в унижение жертвы. Насильник который не в состоянии подняться сам, стремиться хотя бы на время перестать чувствовать себя в чем-то ущербным.
Родители, прибегая к физическому наказанию, полагают, что оно заставит ребенка осознать созданную им сложную ситуацию и изменить свое поведение. Нередко родители, проявляющие жестокость к своим детям, испытывают чувство вины за собственную несдержанность и нетерпимость и компенсаторно стремятся активно оберегать их от вполне справедливых упреков и санкций со стороны воспитателей, учителей, в связи с отклоняющимся поведением, тем самым фиксируя и усугубляя недостатки и уменьшая возможности коррекции.

Родители, применяющие физическое наказание, не только причиняют детям боль, но и оказывают разрушительное воздействие на их эмоциональную сферу. Ненависть, направленная на ребенка, оставляет в его душе глубокие, незаживающие раны, в результате чего развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаенная враждебность, холодная индифферентность, неспособность любить других.

Психологическое насилие осуществляется под лозунгом Мой ребенок — моя вещь. Прибегающие к такому виду насилия родители, как правило, занимают высокое место в обществе, отличаются низкой самооценкой, несчастливы в личной жизни и отыгрываются за собственные неудачи на детях, унижая их.

Родители, из добрых побуждений, чрезмерно опекающие и балующие свое дитя, тоже осуществляют своего рода насилие: таким образом они приучают его к мысли, что без их участия и помощи он не на что не способен. Стремление постоянно контролировать ребенка, ограничивать его права и возможности объясняется желанием удержать власть над ним, искусственно привязать его к себе.

В довершение к этому, человек, выросший семье, где насилие было правилом, считает его неотъемлемой частью семейной жизни и, создавая свою, собственную семью, будет прибегать к этим же методам. Поэтому, чем раньше насилие будет распознано и скоректированно поведение членов семьи, тем больше шансов, что в будущем семейный институт станет более здоровым организмом.

Одним из более эффективных методов в работе с детьми, пережившими глубокие психотравмы, считается проективный рисунок. Дети не осознают, что рисунки отражают их мысли и чувства, поэтому при рисовании минимально используют защитные механизмы. Рисование применяется с целью установления контакта с ребенком, общения, разрешения эмоциональных конфликтов; также оно дает возможность психологу через символы понять, что происходит с ребенком.

Использование рисунков в психотерапии насилия способствует более эффективному приспособлению ребенка к реальной жизни и личностному росту. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желанием, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используются в меньшей степени. Немногие дети используют только красный цвет, дети от четырех до десяти используют основные цвета, в то время как дети постарше могут рисовать все в одном цвете; сильно травмированные дети выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге; дети с выраженной агрессией часто заходят за края бумаги.

Существуют различные варианты проведения терапии:

— предложите ребенку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло.

— предложите ребенку нарисовать свою семью; можно попросить представить членов семьи в виде образов животных; нарисовать свою семью в какой либо обстановке.

— предложите ребенку нарисовать себя самого; себя самого через какое то время.

— предложите ребенку нарисовать свое желание, свою мечту.

— используя вырезки из журналов, попросите ребенка создать коллаж о самом себе.

— попросите ребенка нарисовать дорогу своей жизни: препятствия, барьеры, места для отдыха. Попросите показать, где в этой дороге ребенок находиться сейчас, а где хотел бы оказаться.

В 19 веке на петлицах форменных одеждах школьных профессоров было изображение птицы, а точнее пеликана. По преданию пеликан, когда ему нечем кормить своих детей, клювом распарывает себе чрево и погибает ради того, чтобы накормить птенцов. Обращаясь к природе, надо сказать, что ни одно животное не причинит вред своему детенышу. Так давайте последуем их примеру, чтобы наши дети жили в любящих их семьях. Не запускайте мелкие ссоры в семье и они не будут перерастать в большие проблемы.

Анна Васильева

0
Ребенок и его личная жизнь Стиль одежды

Комментариев нет

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *