Воспитание детей. Родительский авторитет
Воспитание детей — важная и порой очень сложная задача. Что лежит в её основе?
Хотим ли мы вырастить успешного, высоконравственного, умного или просто счастливого человека? Каковы бы не были наши цели, их осуществление не будет возможным без родительского авторитета.
Многие мамы полагают, что авторитет — это данность и если он не дарован человеку природой, то получить его, каким-то иным образом никак нельзя. По словам знаменитого советского педагога и писателя А. С. Макаренко о родительском авторитете, легко понять, что организовать правильное взаимоотношение взрослого и ребенка — достижимая цель, главное понять истинные задачи воспитания.
Содержание статьи:
- Статья Макаренко о родительском авторитете
- Авторитет расстояния
- Авторитет чванства
- Авторитет педантизма
- Авторитет резонерства (бесполезного рассуждения)
- Авторитет любви
- Авторитет дружбы
- Авторитет доброты
- Авторитет подкупа
- Родительский авторитет в семье: каким он должен быть?
- Роль родительского авторитета в воспитании
Статья Макаренко о родительском авторитете
Антон Семенович Макаренко немало времени посвятил педагогической деятельности и отразил свои знания в многочисленных писательских трудах. По его мнению, родительский авторитет является наиважнейшим фактором успешного воспитания. Однако его наличие не гарантирует достижение желаемого результата, так как авторитет может проявляться в различных формах.
Макаренко выделяет следующие виды ложных родительских авторитетов:
Авторитет подавления. Наиболее грубый вид авторитета, очень часто встречается в отцовском воспитании. В таких семьях детей намерено запугивают грозным папочкой. Глава семейства в свою очередь никогда не забудет о наказании, применяя при этом силу. Такой родительский авторитет приводит к формированию лживой и трусливой личности в детях. Во взрослой жизни они становятся безвольными или же, напротив, чрезмерно агрессивными людьми.
Авторитет расстояния
Среди некоторых родителей бытует мнение, что для хорошего воспитания необходимо отстранение. Они полагают также, что с детьми не нужно устанавливать доверительных отношений, а лишь изредка проявлять участие в корректировке поведения. Тогда, ребенок якобы относиться к родителям серьезно и не перечит их указаниям.
Авторитет чванства
Достижения родителей, их высокое положение в обществе должны быть дополнительными причинами для большего уважения в семье. Однако нередко поведение таких мам и пап становится высокомерным.
При этом родители как-бы отделяют себя от других людей, в то же время отдаляясь и от своих собственных детей.
Авторитет педантизма
Если порядок для родителей прежде всего, то они организуют именно этот вид влияния. Родительский авторитет педантизма заключается в четком следовании дисциплине и наказу отца (матери).
Если папа что-то сказал, то не изменит своего решения ни при каких обстоятельствах. В такой семье слово отца — закон, а сам отец — неотвратимый правитель. В конечном итоге родитель уже не замечает ничего кроме того, что подлежит надзору. Успехи ребенка, его творческие проявления проходят мимо внимания отца.
Авторитет резонерства (бесполезного рассуждения)
Родительская благодетель нередко проявляется в нравоучениях. Многие папы и мамы считают своим долгом внушить что-то ребенку. Они усаживают дитя напротив себя и начинают бесконечные назидательные разговоры.
Макаренко говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать на его языке. Это может быть несколько слов, сказанных в шутливой форме. Более эмоциональное общение запомниться ребенку лучше, чем монотонные нравоучения.
Авторитет любви
Еще один вид ложного авторитета. Казалось бы, проявление любви к детям не может приносить негативных плодов, но если мы говорим об авторитете любви, то такое воспитание вряд ли можно считать хорошим. Родитель, постоянно показывающий ребенку свою привязанность требует от него того же отношения. Нередко это проявляется и в шантаже:
Любовь поставлена в таких семьях во главу угла. Мама постоянно сюсюкает с малышом, пропуская мимо своего внимания важные нюансы воспитания. Данная организация приводит к установке эгоистичного отношения ребенка к взрослым.
Дети начинают манипулировать родителями, в некоторых случаях даже запугивая их тем, что любовь может пройти. Во взрослой жизни они изображают хорошее отношение для достижения своих целей, оставаясь при этом абсолютно беспристрастными.
Авторитет дружбы
Дружеские отношения между родителем и ребенком встречаются довольно часто. Эту организацию родители устанавливают намеренно для гармонизации семейного взаимодействия. В каком-то смысле это хорошо, но родителям необходимо соблюдать некие границы, ведь они должны оставаться взрослыми, уважаемыми людьми.
Часто, границы стираются на нет и дети начинают звать маму и папу по имени, играть, баловаться с ними. В конечном итоге, вообще не понятно кто кого воспитывает. Если такая обстановка тянется годами, её довольно сложно скорректировать. Родительский авторитет в таком случае перестает существовать.
Авторитет доброты
Многие мамы и папы полагают, что проявление доброты, а именно уступчивость, мягкость, потакание сиюминутным желаниям, послужит ответному проявлению в виде послушания ребенка и его хорошего отношения к родителям.
Однако зачастую выходит наоборот. Дети начинают грубить, требовать, командовать. Родители же не рады тому, что установили подобную форму отношений, но, как правило вредный опыт практически невозможно искоренить.
Авторитет подкупа
В современной потребительской модели общества, авторитет подкупа зацвел буйным цветом. Послушание буквально покупается взрослыми. Они говорят:
«Будешь слушаться куплю тебе игрушку», или
«Ты не получишь карманных денег, если не сделаешь, как я говорю».
Материальные обещания так и сыплются на ребенка. Родители подстегивают покупкой, указывая на то, что он должен хорошо к ним относиться или вежливо себя вести, если желает что-то получить. Конечно метод поощрения имеет место быть.
Мы можем премировать ребенка за достижения или помощь, но не покупать что-то в обмен на прилежное поведение.
Родительский авторитет в семье: каким он должен быть?
Вышеуказанные виды авторитетов — еще не весь список возможных отношений. Нередко родитель использует не один вид влияния, а сразу несколько. Например, мама или папа наказывают ребенка сегодня, подкупают завтра, а потом забывая обо всем обнимают и целуют, демонстрируя безусловную любовь. Бывает и так, что родительский авторитет мамы сильно отличается от того, что практикует отец. При этом ребенок мечется не понимая, как ему нужно себя вести.
Так каким же должен быть родительский авторитет в системе правильного воспитания? На этот вопрос опять же отвечает А. С. Макаренко в своей статье. Главным здесь он считает образ жизни родителей и их профессиональную сферу. Ребенок растет и со временем понимает насколько серьезна работа папы и как интересна его жизнь. Всестороннее развитие, любовь к спорту и здоровое питание — хороший пример для ребенка и весомый повод для уважения. В то же время взрослые не должны жить лишь своей жизнью.
Уважение, говорят, нужно заслужить. В детско-родительских отношениях оно приходит с пониманием и помощью. Мы прежде всего опекуны для детей. Мы оберегаем их и заботимся о них и в любой момент готовы прийти на помощь, ненавязчиво и деликатно. В большинстве случаев можно предоставить ребенку шанс самому решить проблему, научиться преодолевать препятствия, в то же время всегда находясь начеку.
Важным моментом в родительском авторитете выступает ответственность. Мы воспитываем детей не потому, что нам нравиться чувствовать власть или превосходство и не потому, что это развлекает нас. Главным мотивом выступает ответственность за будущее своих детей и свое будущее.
Роль родительского авторитета в воспитании
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что родительский авторитет важен. Без него сложно воспитывать ребенка и направлять его поведение в нужное русло. Однако необходимо отличать настоящий авторитет от ложного.
Комментариев нет