Обучение ребенка чтению по методике Глена Домана: необходимые материалы и пошаговая инструкция
Глен Доман – ученый нейрофизиолог, разработавший методику развития ребенка с первых дней жизни, включающую и обучение чтению. Ребенок до 5 лет способен запоминать много информации, и чем раньше начнется обучение, тем быстрее и лучше малыш усвоит новые знания и навыки. Начинать учиться читать по Доману можно с 3-5 месяцев, но оптимально — с 1 года. В год ребенок уже знает много слов и понимает, что говорят взрослые. Чем старше дитя, тем сложнее учеба, но до 5 лет можно применять методику Домана. Скорочтение для детей представлено по адресу — https://ispeedreader.com/dlya-detej-9-12-let
Обучение чтению по методике Глена Домана: краткое описание
Обучаясь чтению классическим методом, дети сначала запоминают буквы, затем составляют их в слоги и потом уже учатся читать по слогам целые слова. Методика Глена Домана работает наоборот: ребенок сначала запоминает слова и учится читать простые фразы, а повзрослев, начинает разбивать слова на слоги и отдельные буквы.
Есть и противники раннего развития. Надо сказать, что методика Глена Домана изначально рассчитывалась на детей с умственными и физическими отклонениями и работа Глена Домана показала удивительные результаты у этих малышей, они развивались на уровне обычных детей и даже превосходили их.
Применять ли методику к развитию своих детей, решать родителям. Важно запомнить, что занятия должны доставлять удовольствие, любое обучение малышей – это игра. Играя, они познают мир, учатся и развиваются, в игре общаются с родителями и закладывают эмоциональную связь с ними на всю жизнь.
Материалы для обучения ребенка чтению по методике Глена Домана
Обучение чтению по Глену Доману начинается не с букв и слогов, а с запоминания слов.
Полный комплект материалов для обучения:
Первый набор карточек, выполненный из картона со словами. Слова пишутся печатными буквами ярким красным фломастером, очень четко. Размер первых карточек 15 см в высоту и 60 см в длину. Расстояние между буквами и от букв до краев карточки – 1 см.
Размер одной буквы ориентировочно составляет 12 x 10 см. Первые слова: мама, папа, имя малыша, бабушка, дедушка, тетя, дядя и другие слова, хорошо знакомые ребенку.
Второй набор карточек размером чуть поменьше: 12 х 60 см. Этот набор включает существительные, описывающие тело ребенка: нога, рука, голова, нос, язык, глаз, колено, ступня, кисть, зубы, живот, рот, локоть, плечо, волосы, ухо, губы, пальцы, палец.
Третий набор карточек: высота 7-8 см (буквы 5 см), слова-названия предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни: стул, стол, диван, кровать, пол, потолок, окно, стена, тарелка, ложка, карандаш и пр. Слова на карточках изображаются печатными буквами красного цвета. В эту группу слов включаются и глаголы: идет, сидит, стоит, ползет, бежит, прыгает, ест, смеется, бросает и пр.
Маленькая детская книжка, отпечатанная шрифтом примерно 6мм в высоту.
Словарь по выбранной книге. Высота карточек 8см, высота букв 5 см, цвет шрифта – черный.
Словарь простых фраз и предложений. Эти карточки длиннее, высота букв 2,5 см, цвет шрифта – черный. На каждой карточке записываются все слова с отдельной странички книжки. Количество карточек = количеству страниц в книге.
Учим читать по Глену Доману: пошаговая инструкция
Проводить занятия с ребенком надо, когда он бодрый, не голодный и в хорошем настроении.
Разберем методику обучения чтению Глена Домана по шагам.
Первый шаг:
Начните с 5 табличек из первого набора. Покажите слово «мама» на расстоянии 40-50 см от ребенка и скажите: здесь написано «мама». Подержите несколько секунд и уберите табличку. Так покажите по очереди все 5 слов. Для первого занятия этого достаточно.
В первый день проведите 3 таких занятия, делая перерыв не меньше 30 минут.
На второй проведите 3 занятия с теми же карточками и добавьте еще 3 занятия с новыми 5 словами, всего получится 6 занятий по 2 минуты с интервалом не менее 30 минут.
На третий день добавьте еще 3 занятия с новыми 5 карточками. Проводя занятия, следите за тем, чтоб ребенок не утратил интерес к игре. Не проверяйте знания малыша, пусть все идет своим чередом, когда он захочет, сам начнет давать обратную связь, и вы увидите, что занятия не прошли даром.
Повторяйте занятия с 3 наборами карточек по 5 штук еще 4 дня.
На 8-й день можно подключить еще 2 набора карточек по 5 слов из 20 слов о теле ребенка. Итого получится 5 комплектов по 5 слов для ежедневных занятий.
Второй шаг:
В каждом наборе начните заменять по 1 слову в день, убирайте слова, которые изучались ребенком не менее 5 дней и заменяйте новыми словами. Старайтесь не брать в один набор похожие по написанию слова, чтобы не путать ребенка.
После слов о теле ребенка начинайте добавлять карточки из третьего набора со словами, обозначающими предметы, окружающие ребенка. Затем переходите к глаголам, начните с тех слов, которые легко показать: мама сидит, Коля бежит, это добавит игровой момент к изучению новых слов.
Если ребенка заинтересовало какое-то слово, предмет, действие, которых нет на карточках, запишите это новое слово и добавьте к изучаемым словам. Продолжайте заменять по одному слову в комплектах и добавлять новые слова.
Третий шаг:
Когда ребенок уже знает 50 слов и больше, выберете небольшую детскую книжку, по которой будет продолжаться учеба.
Требования к книге: не более 150 разных слов, на каждой странице 5-20 слов, отпечатанных шрифтом 6 мм и крупнее.
Подобрать такую книгу довольно сложно, но можно составить ее самостоятельно, используя слова, которые ребенок уже знает. Составьте простой рассказ о вашем обычном дне с ребенком. Например, так: «Пришло утро. Маша проснулась и улыбается маме. Мама улыбается Маше.
Маша встала с крови и умылась. Пора кушать. После еды Маша с мамой идут гулять» и т.д. Не забудьте про яркие картинки.
Не показывайте ребенку книгу до шестого последнего шага обучения.
Все слова из книги выписываются на отдельные таблички высотой 7,5-8 см и длиной по самому длинному слову. Высота букв – 5 см, цвет шрифта – черный. Слова изучаются по отдельности, как и раньше, начиная с самого первого слова и заканчивая последним.
Начните с одной страницы. Разбейте слова на комплекты по 5 штук и показывайте ребенку, как и раньше.
Четвертый шаг:
После того, как ребенок выучил все слова на первой страничке, начните составлять из слов короткие словосочетания: «пришло утро», «Маша проснулась», «улыбается маме». Составляйте словосочетания, и показывая на каждое слово, говорите ребеночку: «здесь написано …». Перед началом чтения словосочетаний есть смысл проверить, выучил ли ребенок все слова с первой странички. Сделайте это аккуратно, в игровой форме, не вызывая негативных эмоций у ребенка, ведь редко кто любит, чтоб его проверяли.
Затем покажите ребенку карточку с полным текстом первой страницы и прочитайте ее по словам целиком.
Теперь проделайте то же со словами и фразами со второй странички из книжки и так до конца книжечки.
Пятый шаг:
Теперь продолжаем работу с карточками строк с каждой страницы книги (пятый, последний комплект карточек). Работать с ними надо так же, как со словами. Поднимите карточку перед ребенком и прочитайте четко то, что на ней написано.
Показывайте малышу 5 карточек 3 раза в день в течение 5 дней.
Наденьте карточки на кольцо или начните скреплять карточки каким-то другим способом.
Добавляйте каждый день новую карточку, перечитывая все предыдущие.
Если вы готовы приступить к обучению ребенка чтению, запомните 2 основных правила работы с карточками Домана: обучение чтению должно приносить удовольствие ребенку и родителям, и должно занимать столько времени, чтоб не надоесть и не переутомить ребенка. Задача родителей привить ребенку любовь к обучению, не допустить скучания и негативных эмоций во время занятий чтением. Играйте и учите ребенка с любовью.
Комментариев нет