Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам?

Каждый родитель понимает ценность и важность получаемых ребёнком знаний. Чтобы облегчить и ускорить процесс, надеясь, что именно мой ребёнок станет гением, мамы и папы вдохновляются современными методиками, позволяющими обучать детей чтению с ранних лет. В прошлом столетии ребёнок учился читать при поступлении в школу.
Для него не ставились какие-то высокие требования, а специальные методики были неизвестны. Сейчас же с развитием интернета, всё чаще перед глазами появляются сообщения об удивительных способах дошкольного обучения малышей, которые учат читать прежде, чем кроха начинает ходить. И вот у родителей возникает соблазн реализовать все тонкости продвинутых методик, чтобы научить ребёнка читать как можно скорее. Но стоит ли это делать? И когда нужно начинать?
Когда лучше всего учить ребёнка читать?

Самое распространённое мнение создателей продвинутых методов чтения — чем раньше взяться за обучение, тем лучше для ребёнка. Причиной подобного энтузиазма является скорость работы детского мозга и его способность легко запоминать большие объёмы информации. Любой родитель может в этом убедиться, прочитав несколько раз стихотворения своему малышу. Буквально через неделю он может повторить большинство текста по памяти. Конечно же, упускать подобную возможность никому не хочется. Однако делать это следует очень осторожно.
Стоит ли учить ребёнка читать до трёх лет?

Внедрение первых методик раннего обучения чтению началось относительно недавно. Пока что все вдохновлены хорошими результатами, которые показывают малыши. Они полностью смогли реализовать надежды своих родителей, читая книги без их помощи. Однако на западе, где имеются более долгосрочные результаты, психологи начали замечать отклонения у детей, которые научились читать до трёх лет. Им было намного сложнее адаптироваться к обществу сверстников, когда они отправились в детский сад, а позднее в школу. Ведь вместо того, чтобы развивать свои эмоции, которые лежат в основе социализации, малыши были заняты изучением букв, слогов, произношения.
Однако не у всех детей, которые прошли через раннее обучение чтению, наблюдаются отклонения. Когда малыши имели собственное желание учиться и постоянно выпрашивали у родителей новые книги, то формирование их навыков происходило намного лучше, чем у других. Такие дети успевали не только получить багаж знаний, но и отлично пообщаться со сверстниками, поиграть с домашними животными, позаниматься собственными хобби. Поэтому прежде чем начинать раннее обучение ребенка к чтению, проверьте его готовность к этому.
Когда же лучше начинать учить ребёнка читать?

Существует несколько признаков, которые указывают на готовность малыша к обучению чтения. Они были выделены детскими психологами, чтобы родители не начинали слишком рано и не нагружали кроху ненужными знаниями.
В разговоре с родителями или сверстниками малыш легко использует предложения. Если этот навык будет недостаточно развит, то ребёнок может полностью погрузиться в чтение, забыв обо всём на свете. Подобное наблюдалось у детей, которые проходили обучение по кубикам Зайцева. Поэтому родителям необходимо убедиться, что кроха достаточно легко может общаться с другими людьми. У малыша должно быть хорошее произношение. Если он не может чётко говорить определённые буквы алфавита, то при чтении у него сформируется неправильная привычка, избавиться от которой будет крайне непросто. Поэтому при наличии логопедических проблем браться за обучение чтению не рекомендуется.
Успешное обучение чтению напрямую связано с умением хорошо ориентироваться в пространстве. Поскольку имеются определённые правила чтения, например, читать слева направо, то ребёнку придётся их строго придерживаться. Не обращая внимания на подобное, дети легко начинают пропускать слова или же читают в обратном направлении. Некоторые буквы будут неправильно восприняты, что приведёт к искажению понимания текста.
Первый этап — сенсорно-моторный. Начинается он сразу после рождения и длится до двух лет. Кроха предпочитает тактильные ощущения от прикосновений мамы и папы. Поэтому ребёнок часто просится на руки и прижимается к родителям. Все его эмоции крутятся вокруг приятных ощущений.
Второй этап — образный. Он начинается с двух лет и продолжается до семи. Это время активных игр с участием фантазии, воображения, сюжета. Во время игрового процесса происходит формирование речи. Происходит первое осознание себя, как личности.
Третий этап — логический. Начинается после семи лет и заканчивается в тринадцать. Время игр всё ещё продолжается, однако у них совсем меняется смысл и добавляется множество новых функций. Теперь ребёнок может легко сопоставлять различные факты, находить решения, строить умозаключения.
Несмотря на то что способности мозга крохи позволяют ему обработать большое количество информации, запомнить и освоить её, не стоит нарушать естественный процесс развития. Чтение требует серьёзных логических способностей, а иногда и простейшего жизненного опыта. Поэтому на первых двух этапах рекомендуют не учить чтению детей, а родителям читать сказки для малышей. Это принесёт намного больше пользы, увеличив словарный запас до максимума и привив любовь к чтению с самого детства.
Как научить ребёнка читать: популярные методики

Рассмотрим с вами все возможные методики, которые помогут вам в обучении ребёнка чтению.
1. Плакаты с буквами.
Первое знакомство с буквами чаще всего происходит благодаря большим плакатам, на которых в отдельных клеточках перечислен весь алфавит. Причём, чтобы ребёнку было легче сориентироваться, каждая буква сопровождается рисунком. Большой популярностью в наше время пользуются интерактивные плакаты, где на буквы можно нажимать, что приведёт к их озвучиванию. Таким образом, малыш может без участия родителей подучить алфавит. Однако детям он будет интересен только в качестве игрушки. Если родители не проследят за процессом обучения, то результат будет довольно никудышным. При этом знание букв не научит ребёнка читать. Дальше придётся доучиваться другими способами, составляя из знакомых букв слоги, слова и предложения.
2. Обучающие книги.
Это более продвинутый способ обучения. В большинстве случаев ребёнок общается с родителем, параллельно с этим изучая алфавит, слоги и простейшие слова. Книги чаще всего рассчитаны на детей определённого возраста, причём их можно купить или же выбрать подходящую в библиотеке. Последний способ самый приемлемый, поскольку позволяет отнести книгу назад, если малыш не смог её воспринять. Рекомендуется начинать обучение ребёнка чтению с книг, где есть красочные картинки с небольшим содержанием текста. Каждое слово должно быть разбито на слоги, чтобы родителям легче было учить кроху, объясняя где и какая буква находится.
3. Использование целых слов.
Одна из современных методик раннего обучения ребёнка. Её автором является американец Глен Доман. Заключается она в быстром показе карточек со словами и предложениями двухмесячным детям, у которых только-только начало формироваться зрение. Несмотря на всю простоту действий, которые можно встретить в описании методики, существуют довольно строгие правила, применимые к карточкам, словам и их количеству. Плюсом является то, что дети намного раньше своих сверстников начинают читать книги и получать из них ценную информацию. Однако минусом является абсолютное нераскрытие творческого потенциала ребёнка, что не позволяет ему эффективно использовать полученные знания. Ведь даже Эйнштейн говорил, что воображение намного важнее любых знаний.
4. Кубики Зайцева.
Этот метод был разработан отечественным педагогом и также доказал свою эффективность. Научить ребёнка читать, используя для этого кубики, оказалось совсем легко. Многие родители пользуются методом Зайцева, чтобы малыш быстрее освоил непростое для него чтение. Переставляя местами кубики, кроха легко запоминает всевозможные сочетания имеющихся в русской речи слогов. Причём метод применим к тем детям, которые ещё не знают букв, поскольку акцент ставится на произношении слогов.
Легко ли научить ребёнка читать в домашних условиях?

В качестве вывода всей этой статьи хотелось бы сказать, что раннее чтение нужно исключительно родителям. Существует целый набор социальных причин, которые подталкивают их к принятию решения обучения чтению. Ребёнку же это совсем не надо. Поэтому первым делом определитесь, почему именно вы хотите научить своего ребёнка читать, и как это совпадает с потребностями малыша. После этого переходите к конкретным действиям. Сначала начните читать своему ребёнку интересные сказки. Книги всегда можно брать в библиотеке, благо их там очень много. Потом переходите к изучению букв. В этом могут помочь развивающие мультфильмы.
Выучив несколько гласных и согласных, переходите к формированию слогов. Для этого можно использовать альбом, где слоги рисуются красками и разукрашиваются дальше ребёнком по собственному желанию. Затем составляйте из слогов слова. Используйте книги, краски, карандаши и альбомы, кубики, таблицы и даже специальные развивающие онлайн-игры. Делайте это вместе с ребёнком. Позвольте ему в процессе обучения не просто получать новую информацию, а проявлять собственное творчество. Дальше переходите к чтению словосочетаний и предложений. А потом можно справиться с небольшими текстами.
Учитывайте, что в процессе обучения кроха будет часто противиться навязываемым знаниям. Вы будете в гневе, испытаете стресс и захотите дать тумаков несообразительному малышу. Если вы понимаете, что не сможете остановиться от наказания, лучше доверьте обучение ребёнка чтению школьным учителям.