6 современных методов воспитания детей в семье
Сегодня поговорим про 6 современных методов воспитания детей в семье. Когда спрашиваешь родителей, какие методы воспитания они предпочитают, как правило, слышишь в ответ: «кнута и пряника». В принципе это, конечно, правильный подход, но мало кто из родителей знает, что эти методы не единственные. А та часть, которая касается кнута, к сожалению, используется гораздо чаще и интенсивнее.
Так какие методы воздействия на ребенка можно выделить? Предоставляем вам 6 современных методов воспитания детей в семье!
Содержание статьи:
Первый, который используют все так или иначе — это наказание
Про телесные наказания сразу забудем, они недопустимы никогда (за исключением моментов угрозы жизни или здоровью самого ребенка или окружающих). Наказания в нашем разговоре — это либо «исправительные работы», либо «лишения любимого дела».
Сразу оговоримся, что все мы люди, а, следовательно, не всегда способны совладать со своими эмоциями и порывами, но следует стремиться к этому и помнить — дети ничего не забывают!
«Без компьютера неделю!», «Гулять сегодня не пойдешь!» — это уже когда ребенок постарше. Маленьким — угол, «шлепок», лишение сладкого и прочие «прелести» родительского воспитания.
Наказание — как метод воспитания, способ «держать ребенка в узде», не дать ему «сесть на шею» — довольно популярная для споров и написаний книг тема. Являетесь ли вы сторонником наказаний или нет, вы не застрахованы от случаев, когда будет сложно найти иной выход из конфликта с ребенком. А посему всегда надо помнить следующее:
— Всегда соотноситесь с индивидуальностью ребенка. Для одинакового по силе воздействия, на одного достаточно чуть повысить голос, другого наказывать более жестко и систематически.
— Соизмеряйте провинности и наказание. Лишать компьютера на две недели за опоздание с прогулки на 15 минут, все-таки, наверное, слишком.
— Будьте последовательны и объективны.
Т. е. не позволяйте, чтобы ваша реакция на поступок/проступок ребенка зависела от вашего настроения. За одинаковые проступки должна следовать схожая реакция. Приведем пример:
«Сегодня я устал на работе, меня все раздражает, поэтому я тебя накажу. А на следующий день у меня все замечательно — поэтому можно не обратить внимание. Такой подход не принесет необходимого эффекта».
— Один проступок — одно наказание. Хотим обратить внимание на то, что за некоторыми действиями ребенка следуют вполне логичные последствия, от которых он (ребенок) и так страдает. Зачем тогда еще дополнительно его наказывать? Ребенок разбил чашку (случайно) — испугался. Полез потрогать лампочку — обжегся. Забыл выполнить задание — получил в школе двойку. Усугублять состояние ребенка наказанием, когда вы видите, что он расстроен и сам сожалеет о содеянном — это как бить лежачего. Ребенок не только совершает поступки, но и учится отвечать за них.
— Наказание должно сразу следовать за проступком. И чем младше ребенок, тем меньше должен быть этот промежуток времени. Иначе ребенок не поймет, за что же его наказали. То есть более широко это правило можно сформулировать следующим образом: ребенку должно быть ясно, за что его наказывают.
— Никогда — ни намеренно, ни случайно нельзя наносить вред физическому или психическому здоровью ребенка.
— Не унижайте достоинство ребенка. Это требование связано с предыдущим, но хотелось бы выделить его в отдельный пункт.
Чувство собственного достоинства — это индивидуальная характеристика вашего ребенка, поэтому исходить нужно из нее.
Воспитатели управляют детьми через унижение (воспоминания и переживания). И это мерзко. К сожалению, такие методы встречаются и в домашнем воспитании. И их нужно однозначно избегать.
Вам нужно донести до ребенка, что вы недовольны конкретным поступком, но не ребенком в целом! Отрицательно оценивается его поведение в конкретном случае, а не он сам! Он не отвергается как личность, как индивидуальность, но подобные действия недопустимы!
— То, за что ребенок наказан — забыто. Многие родители нарушают это правило, накапливая все провинности ребенка и постоянно напоминая ему о них, тем самым провоцируя его на новые выходки.
Второй метод — поощрение. И здесь «маслом кашу не испортишь»
Хвалить ребенка надо. За поступки, действия, достижения (пусть и незначительные на первый взгляд) — обязательно. Поощрение — это не всегда «пряник», награда. Для ребенка лучшей радости нет, как получить от родителей внимание. Не забывайте показывать, что Вы замечаете, обращаете внимание, одобряете, поддерживаете, радуетесь вместе с ним.
Родители успокаиваются. К хорошему быстро привыкаешь, и оно очень быстро и незаметно становится нормой. И зачем тогда обращать внимание на «пятерки» по русскому, если иначе уже и быть не может? Это становится рутинно. Для взрослого. Но не для ребенка. Он не понимает, почему с ним больше не возятся, не уделяют внимание, почему не отмечают его достижения. И начинает учиться хуже. Ура! Ребенок нашел способ привлечь внимание (пускай и негативное, но лучше уж такое, чем ничего).
Третий метод — объяснение
Этот метод применим с самого раннего детского возраста и до пубертата, меняется только форма. Образ мышления ребенка развивается от предметно-действенного, предметно-образного к абстрактному.
Объясняя малышке, почему чего-то не нужно делать, не стоит прибегать к логике или абстрактным понятиям. Объяснение должно быть доступным, наглядным. Со старшеклассниками же напротив, эффективнее будет обратиться к их способности мыслить логически, делать выводы.
Четвертый метод — «делай как я», делаем вместе
Это метод собственного примера. Сюда относятся, например, совместные культурные мероприятия, (походы в музеи, театры, цирк), домашние игры, общие хобби, хозяйственные дела.
Продемонстрирую этот метод на примере приучения ребенка к чтению. Очень частый вопрос, который возникает у родителей: «Как приучить ребенка к чтению? «. Самый простой и быстрый способ — через собственный пример и совместное чтение. Объяснять ребенку важность чтения, наказывать его, если не прочитал «от сих до сих» — совершенно бесполезно. Когда он видит, что папа, приходя с работы, устраивается перед телевизором, а мама из всей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым журналам, его вряд ли заинтересует книжка (да еще без картинок).
А вот если ребенок видит, что мама с папой сами увлеченно что-то читают, а еще лучше, если можно забраться к маме на коленки и вместе почитать что-то увлекательное. И если это увлекательное имеет продолжение, а пора спать, ребенок с нетерпением будет ждать завтрашнего дня, чтобы узнать, что же случилось дальше, а потом ждать маму с работы, чтобы обсудить с ней книгу. Таким образом «приучать» ребенка к чтению не будет необходимости. Все произойдет, само собой.
Пятый метод — более мужской
Условно назван «грабли». Ребенку предоставляется определенная степень свободы (незаметно контролируемая, конечно, взрослым). Родители допускают возможность наступить на какие-либо «грабли», получить «шишку» и понять для себя, что так делать не стоит. Естественно, речь идет о вещах, не несущих угрозу жизни и здоровью ребенка.
Этот метод, безусловно, полезен. Потому что здесь ребенок не только получает бесценный опыт, но и учится соизмерять степень риска и свои способности, а также учится рассчитывать только на свои силы.
Шестой метод — еще более мужской. Тотальный контроль и рамки со всех сторон
Не слишком удачный метод, на наш взгляд, не дающий ребенку в полной мере ощутить мир вокруг себя — составить адекватное представление о правилах и запретах. Этот метод для тех, кто любит слово «нельзя». Не останавливаемся подробнее, т. к. будет отдельная статься про «нельзя», и здесь появится ссылка не нее.
Надеемся, теперь вы будете более внимательны к своему поведению, чтобы не навредить развитию своего ребенка и не испортить его поведение.
Теперь вы знаете про 6 современных методов воспитания детей в семье.
Комментариев нет